0

Ресурс масла до замены в коробке передач

Не меньшее значение при замене масла в МКПП имеют эксплуатационные свойства. На маслах отечественного производства можно встретить обозначение TM-x, которое будет отечественным аналогом общепринятых классов по API.

  • GL-1 (TM-1 по ГОСТу). Минеральная основа без добавления либо с небольшим количеством присадок. В качестве масла для МКПП заливается только в старые коробки без синхронизаторов, агрегаты сельскохозяйственных машин.
  • GL-2 (TM-2). Базовая основа с добавлением противоизносных присадок.
  • GL-3 (TM-3). Увеличенное количество противоизносных присадок. Допустимо заливать в агрегаты со средней степенью нагруженности. Нельзя использовать в МКПП с гипоидными передачами.
  • GL-4 (TM-4). Именно этот класс трансмиссионной жидкости можно заливать в МКПП всех современных иномарок, отечественных авто, агрегаты автомобилей 90-х, 2000-х годов выпуска. Противозадирные присадки хорошо справляются со средними нагрузками на конусные и гипоидные передачи.
  • GL-5 (TM-5). Класс рекомендован для гипоидных передач со значительным смещением осей. Составы чаще всего применяются в качества масла для раздаточных коробок передач , редукторов.

Видео: Думаешь что менять его не нужно? Тогда смотри!| ЗАЧЕМ ЕГО

Нужно ли менять масло в коробке передач?

Многие производители выпускают автоматически коробки, считая, что масло в них «вечное», не потеряет свойств до конца срока эксплуатации автомобиля. Однако помимо того, что масло в коробке смазывает детали и не позволяет образоваться усиленному трению, оно еще и помогает отводить температуру от деталей. Но если нагрузки на коробку особо высокие, то температура неуклонно растет: если в среднем она держится на ста пятидесяти градусах, то при активной езде разогревается до трехсот, а это уже опасно. К тому же вспененная смазка может попросту не давать автомобилю двигаться. Постепенно менять свойства масла и приводить его в негодность могут:

  • агрессивная манера езды
  • постоянные пробки и перегрев
  • частое движение на низких передачах по ямам, что приводит к появлению металлической стружки в масле

Потому менять смазку точно нужно, но когда?

Видео: Нужно ли менять масло в механической коробке передач.

Вопреки мнениям и заявлениям автопроизводителей, что можно заливать и моторные масла, знайте: для КПП нужно использовать именно трансмиссионные масла . Вероятно, именно так могут сказать вам в большинстве автосервисов.

У масел существует различие типов: MTF и ATF, что соответствует механическим и автоматическим типам коробок передач. Оба типа можно приобрести практически в любом автосервисе или в специализированных магазинах.

Жидкость для КПП в бутылках от LIQUI MOLY

Но тут встанет вопрос, – на какой основе стоит лучше остановить свой выбор?

Виды трансмиссионных жидкостей

  1. Синтетическая – имеют в своей особенности очень высокие показатели и характеристики, а также не менее высокую цену.
  2. Полусинтетическая – качество и цена является наиболее целесообразной и оптимальной, поэтому маслянистые жидкости на данной основе имеют наибольшую популярность.
  3. Минеральная основа.

Классификация по уровню нагрузки и степени вязкости

1. APL – уровень нагрузки, который выдерживает это вещество:

  • GL-1 – при работе в лёгких условиях;
  • GL-2 – средней тяжести;
  • GL-4 – тяжелых условиях;
  • GL-5 – очень тяжелых условиях;
  • GL-6 – самых суровых, но думается мне, что вряд ли вы это где-то встретите.

Наиболее часто автолюбители используют GL-4 и GL-5.

  • зимние;
  • летние;
  • всесезонные.
Класс вязкости Максим. темп., при кот. вязк. не превыш. 150000 сП, оС Кинематическая вязкость при 100 оС, сСт
минимальная максимальная
11,0
13,5 24,0
24,0 41,0
41,0

Таблица степени вязкости в зависимости от класса трансмиссионного масла (по SAE)

Влияние отработанного масла на коробку передач

Любая техническая жидкость в авто со временем утрачивает первоначальные свойства. Что касается трансмиссионного масла, то ATF теряет характеристики от регулярных перегревов, жесткой эксплуатации автомобиля. Плюс грязный радиатор вместе с продуктами износа (стружка с фрикционов и накладок ГДТ) вносит свою лепту. Обычно в СТО делают капельную пробу: сливают небольшое количество ATF для оценки. Материал не должен лишиться прозрачности, не должен пениться и пахнуть горелым. Однако даже если масло абсолютно чистое и прозрачное, это не говорит о его пригодности. С пробегом теряет свойства основа, вырабатывается пакет присадок.

Основные признаки, указывающие на необходимость замены ATF:

  • автомат пинается;
  • рывки авто в начале движения;
  • на высоких передач коробка гудит;
  • не включается одна из передач;
  • автомат переходит в аварийный режим работы.

Это основные симптомы, взяв во внимание которые, можно понять, когда менять масло в коробке передач автомат. Но замена масла — профилактическое мероприятие. Если уже есть поломка АКПП, агрегат придется ремонтировать. В запущенных случаях, когда водитель игнорировал любые сигналы со стороны автомата, продукты износа «съедают» гидроблок. Частицы металла выгрызают каверны в алюминии гидроплиты и клапанах коробок передач. Когда автовладелец приезжает в СТО, то ремонтировать уже нечего. Старую коробку снимают и устанавливают новую.

Что будет, если не менять масло:

Видео: Замена масла в АКПП. Как часто менять? Пожалей свою коробку.

Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делайте это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва и замена масла превращается из профилактики в шаманство.

Роль и состав трансмиссионной смеси

Трансмиссионные масла состоят из базовой основы и пакета присадок. Основа может быть минеральной, синтетической или полусинтетической. Наибольший температурный режим выдерживает синтетика, к ней добавляются присадки, способствующие устойчивости структуры смеси к нагреванию, окислению или вспениванию. Присадками называются химические вещества, обеспечивающие маслу определенные свойства, например, антикоррозийные или антиизносные.

От химического состава присадок напрямую зависит качество трансмиссионной жидкости. Правильно подобранные химические элементы улучшают характеристики расходного материала, препятствуют его разжижению, вспениванию во время работы коробки передач. Если трансмиссионная смесь вспенивается или теряет свои изначальные параметры — это приводит затруднению работы шестеренок, автомобиль не может продолжать движение.

Общие правила замены масла в МКПП

Масло в механической коробке нужно для тщательного смазывания трущихся элементов, изготовленных из разных металлов. Смазочная жидкость предотвращает износ, а также смывает частицы абразива с деталей.

Срок замены масла в МКПП немного зависит и от типа используемого масла. Вообще в коробку механику можно заливать не только жидкость для механических агрегатов, но и трансмиссионное ATF (оно создано для автоматов). Последняя жидкость по некоторым параметрам даже лучше, так как она не загустевает на морозе и коробка нормально функционирует в любое время года.

Вообще вязкость масла нужно учитывать еще при покупке. В основном в МКПП заливаются жидкости следующих параметров SAE 75w-90 или SAE 80w-90. Это всесезонные жидкости, но если вы проживаете в регионе с жарким климатом, можно заливать на лето смазку SAE 140.

Что касается МКПП отечественных автомобилей ВАЗ, для них производитель рекомендует использовать смазку API GL-4 или заливать универсальную жидкость API GL-4/G5. При этом нельзя заполнять механику маслом API GL-5, иначе из строя могут выйти синхронизаторы.

Регламент заводов-заготовителей по техобслуживанию автомобиля указывает период обновления масла в АКПП — 90 — 110 тысяч км. В вариаторах и роботах — 60 тысяч км. В «необслуживаемых» агрегатах, как утверждают дилеры, жидкость залита до планового капремонта узла.

Норматив срока работы atf в АКПП рассчитан исходя из идеальных условий среды:

  • эффективное охлаждение;
  • ровное и однородное дорожное покрытие;
  • отсутствие нагрузок в виде резких стартов, буксировок, пробуксовок.

Как правильно менять масло в АКПП и не сломать агрегат, поэтапно прописано в мануале производителя, но общий порядок одинаковый.

При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто сматывают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книги зачастую «потеряны» или просто ведутся не очень аккуратно после года-двух эксплуатации. Да что там – о замене банально забывают даже сами дилеры. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.

Рекомендуемые автопроизводителем интервалы замены трансмиссионного масла во всех узлах (не только МКПП) обычно прописаны в разделе «Техническое обслуживание» или «Трансмиссия» инструкции по эксплуатации. Здесь ключевое слово – «рекомендуемые». Потому что каждый автомобиль эксплуатируется в разных условиях. И скорость старения масла, интенсивность износа деталей коробки, а также изначальное качество трансмиссионной смазки – индивидуальные факторы в каждом отдельно взятом случае.

Менять ли масло в механической коробке передач согласно предписаниям автопроизводителя или есть какие-то другие стандарты? В том случае, если соблюдены нижеследующие условия, достаточно плановой замены.

  1. Автомобиль эксплуатируется в нормальных условиях. Под этим понятием подразумевается смешанный цикл езды (примерно одинаковый пробег по трассе и городу) без интенсивных и длительных перегрузок, таких как езда на близкой к максимальной скорости или систематическая буксировка гружёных прицепов.
  2. Отсутствие течи через прокладку поддона (если он есть), сальники полуосей (фланца кардана) или первичного вала.
  3. Нормальная работа коробки передач, лёгкое переключение рычага, отсутствие гула или других посторонних шумов.

Если все три условия выполняются, то масло нужно менять согласно предписаниям автопроизводителя. Интервалы замены обычно составляют от 120 до 250 тысяч км пробега в зависимости от модели авто и использованного масла. В некоторых МКПП масло заливается на весь срок службы.

Сроки замены масла в автоматической коробке передач:

Производитель предусматривает работу автоматической коробки через 250 тысяч километров пробега, после этого «гарантированный» срок работы заканчивается и нужно быть готовым чинить коробку через триста тысяч километров. Если вы не хотите платить за ремонт, лучше немногим пораньше оплатить в сервисе замену масла.

  • Если вы соблюдаете режимы использования автомобиля — разогреваете его перед поездкой, плавно разгоняетесь и плавно тормозите, срок замены масла в коробке автомат подойдет ближе к 150 тысячам километров.
  • Нарушение режима езды — агрессивное вождение сокращает минимум на четверть (а то и больше) срок замены, менять масло стоит уже после 100 тысяч километров. Иначе в коробке начнется необратимая деформация деталей и придется раскошелиться на ремонт.
  • Если вождение постоянно агрессивное, используется не очень качественное топливо, а машина постоянно длительно эксплуатируется без отдыха, то 70 тысяч километров — это уже крайние показатели для поездки в сервис.

Срок замены масла в коробке — механика:

Замена масла особенно сильно сказывается на качестве движения на авто с механической коробкой, оно становится более плавной, исчезают толчки, которые казались ранее неизбежным условием переключения скоростей.

  • Традиционное время для замены — 7 лет (или 100 тысяч километров), но это данные, которые указывают для европейского стиля езды и дорог. На российских дорогах придется сбросить эти показатели на 40 процентов, то есть до 60 тысяч километров.
  • Если автомобиль бюджетный, в него вливается синтетическое масло, то сроки периодичности замены снижаются до 40-50 тысяч километров.
  • Заднеприводные автомобили с солидным пробегом нуждаются в такой услуге по замене смазки каждые 35 тысяч километров.

Стоит отметить, что в механической коробке менять его довольно просто, сделать это можно при помощи автомобильной ямы даже самостоятельно, не прибегая к помощи работников сервиса. Вопрос с автоматической коробкой более тонкий, методика замены масла в АКП очень сильно зависит от модели автомобиля.

Видео: Состояние масла в коробке-автомат | Как определить?

Когда лучше всего проводить замену?

При наличии странных звуков в коробке

В процессе эксплуатации КПП в нее попадают влага и частички металла, отрываемые от шестеренок в процессе их износа. А это ведёт к потере качества и нормативных функций КПП. Поэтому, во время переключения передач прислушайтесь, наличествуют ли странные звуки, которых вы раньше не наблюдали. Это могут быть скрежет, гудящие, жужжащие или воющие звуки.

Если при проверке видно, что масло почернело и пахнет гарью

Для полной уверенности нужно проинспектировать жидкость при помощи щупа для проверки уровня. Если оно почернело и издаёт запах гари, то возможно настало время, когда менять смазывающую жидкость просто необходимо.

В зависимости от производителя автомобиля и условий эксплуатации пробег, через который желательно менять масло, варьируется. Некоторые специалисты советуют менять через 30-40 тыс. км, другие говорят производить замену через 50-60 тыс. км. Также бытует мнение, что менять вязкую жидкость при пробеге в 100-130 тыс. км, после предыдущей замены, является нормальной практикой.

Разумеется, коробка передач хоть и устойчивая часть автомобиля, но проводить замену после 60 тыс. км пробега будет оптимальным и достаточным вариантом . Как и рекомендует большая часть опытных специалистов. При покупке подержанного авто, желательно тоже произвести замену., ведь кто знает, когда последний раз это делал предыдущий владелец.

Каким бы надежным не был агрегат, все равно для продления срока его службы необходимо своевременно проводить регламентные работы по техническому обслуживанию. Это касается всех узлов и агрегатов автомобиля,  в том числе и трансмиссии. В данной статье мы рассмотрим вопрос технического обслуживания  и замены масла в коробке передач (как в автоматических , так и в механических трансмиссиях автомобиля).  

Данные о сроке службы трансмиссионного масла и пробеге, через который его следует менять, стоит смотреть в техдокументации, прилагаемой к вашему автомобилю. Однако в некоторых случаях такая информация может отсутствовать. Поэтому существуют усредненные цифры пробега, после которого масло подлежит замене. Обычно такой цифрой для «механики» является 100 000 километров (или же 7 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше). Однако, если вспомнить условия, в которых эксплуатируются автомобили в России (а также «рваный» ритм вождения многих автовладельцев, что также здоровья коробке не прибавит), эту цифру нужно уменьшить примерно процентов на 30-40.

Получается пробег приблизительно в 60-70 тысяч километров. Опять же, это цифры для автомобилей высокого класса, в которых используют синтетические масла. В переднеприводных бюджетных авто используется преимущественно полусинтетическое, его следует менять через 45-50 тысяч. Старые заднеприводные автомобили в основном используют минеральные масла, для них срок замены еще ниже (35 000-40 000 км).

Вне зависимости от того, что привело вас к решению о смене масла, будь то непонятные шумы в коробке, беспокойство за ваш автомобиль или периодический технический осмотр, стоит стремиться к замене масла именно в осенний период — зимой на коробку передач приходится значительно более сильная нагрузка (недаром автоматические коробки, которые являются более чувствительными к ним, выходят из строя чаще всего именно в холодное время года). Особенно стоит сменить масло после покупки подержанного автомобиля (и чем больше пробег авто, тем больше необходимость), ведь несмотря на уверения бывшего владельца, никто не сможет точно определить, с какой периодичностью осуществлялась замена и какое масло заливалось.

Непосредственно перед сливом масла следует немного обкатать автомобиль, чтобы разогреть масло — десяти километров будет достаточно. Дело в том, что масло меняет свою плотность в зависимости от температуры, поэтому разогретое масло проще слить. Однако приступать к замене сразу же после остановки не рекомендуется, температура масла слишком высока, вы рискуете обжечься. Дайте ему остыть несколько минут.

Общий алгоритм замены масла следующий:

Полная или частичная замена масла в АКПП

По средним показателям после прохождения 35 тыс. км с нагрузками и скачками температур жидкость начинает стареть. Автомат переключается рывками, пробуксовывает, шумит. Что лучше провести: полную или частичную замену масла АКПП? На этом этапе подходит любой способ.

Если ATF «прошла» 90 000 км — уже стала черной, впитала грязь — допустим только вариант частичного обновления. Иначе под давлением потока новой жидкости поднимется осадок, который забьет фильтр, гидроблок, соленоиды. Для очистки «тромбов» придется разбирать коробку и менять непригодные детали.

Смешивать разные жидкости опасно — присадки могут вступить в химическую реакцию и сломать коробку. Поэтому если не известно, какая ATF находится в АКПП, лучше ее полностью обновить.

Процесс заключается в поэтапном обновлении жидкости. За одни раз сливается 40 — 50 % старой жижи, и столько же чистой вливается. Процедура повторяется через 100 — 500 км.

Преимущества частичной замены масла в АКПП

Не требуется спецоборудование. Процедуру замены жидкости в АКПП можно выполнить самостоятельно, что дает возможность оценить работу АКПП по состоянию ATF. Небольшие единовременные затраты.

Недостатки частичной замены масла

  1. Трансмиссионная жидкость меняется порциями: придется выделить время на техобслуживание.
  2. Итоговый объем, влитый в АКПП при частичной замене масла, больше емкости коробки, что ведет к увеличению расходов.
  3. В коробке перемешиваются грязная и чистая жидкости.

Стоимость замены масла АКПП складывается из цены за материал и работу. При покупке 1 л ATF за 800 р. — 10 л обойдутся в 8000 р. Услуги мастера — 1000 р. Общая сумма за полный цикл — 10 000 р. без учета замены фильтра, промывки поддона.

Процедуру можно делать тремя способами:

  • аппаратным выдавливанием;
  • аппаратным методом с разбором АКПП;
  • самостоятельно.

Способы различаются степенью очищения трансмиссии. При полной замене поток чистой жидкости выталкивает старую, которая сливается в канистру. Процедура длится, пока отработанная ATF не заменится новой. Для тщательной промывки в сервисах могут использовать специальные растворы.

При замене с разбором устанавливают новый фильтр, чистят поддон, меняют расходники, прочищают радиатор. Этот вариант самый полезный, эффективный и затратный, но окупается за счет предотвращения внезапных поломок автомата.

Сколько масла АКПП уходит на полную замену:

• для промывки 10 — 15 л, в зависимости от загрязнения коробки;

Преимущества полной замены масла в АКПП

  1. Произвести полную замену масла АКПП можно самостоятельно за 1 раз.
  2. Выполняется полноценная промывка агрегата.
  3. АКПП работает на чистой ATF, машина становится бодрее.

Сколько стоит поменять масло в коробке автомат зависит от конструкции, степени загрязнения, сложности проводимой процедуры. Так, полная замена масла в АКПП в СТО с промывкой обойдется от 3000 р за работу, а с учетом разбора радиатора — от 5000 р.

Если решили поменять жидкость сами, то в стоимость войдут материалы и инструменты: 20 л ATF — 16 000 р., масляный фильтр — 2000 р., расходники, набор ключей.

Такие признаки указывают на то, что, в первую очередь, нужно проверить уровень масла в коробке , оценить состояние смазочной жидкости .  Игнорирование указанных выше правил может привести к необходимости  дорогостоящего ремонта или полной замене коробки передач.

Как продлить срок службы АКПП

Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии в автомате происходит по гидравлической системе, а рабочим телом является масло в АКПП. Маслонасос нагнетает давление жидкости, которая проходит по каналам гидроблока и сжимает определенный пакет фрикционов. Диски фрикционов фиксируют планетарную шестерню, и включается передача.

ATF выполняет и другие функции:

  • создает защитную пленку на поверхности трущихся деталей;
  • отводит тепло;
  • защищает металлические части от коррозии.

Со временем жидкость загрязняется продуктами износа и теряет рабочие свойства. Масляный фильтр забивается. В каналах управления образуются шлаки. Маслонасос создает большое давление, но до фрикционов оно не доходит. Передачи переключаются рывками, растет нагрузка на механизм, система перегревается, детали изнашиваются. Срок эксплуатации автомата резко снижается.

Интервальная замена масла в коробке автомат, DSG, CVT, и аккуратная эксплуатация трансмиссии, помогут машине пройти 300 000 км без ремонта КПП.

То есть, замена масла в коробке передач не предполагается вовсе. Может ли автомобиль исправно работать, если в течении всего срока эксплуатации не менять смазку в КПП? Попробуем разобраться в этом вопросе не с точки зрения маркетинговых заявлений, а с технической стороны.

admin

Добавить комментарий